Динамика полёта
— раздел аэромеханики, изучающий
динамические свойства и движение летательного аппарата различного назначения. В
Д. п. исследуется движение летательного аппарата как в целом по траектории
(траекторное движение), так и движение относительно его центра масс в
установившемся и переходном режимах, а также при наличии разного рода
возмущений (возмущённое движение), устойчивость летательного аппарата на различных
режимах полёта (см. Режимы
летательного аппарата) и его управляемость, как при использовании
«классических органов управления, так и «новых», появившихся в 80 х гг. (см.
Непосредственное
управление подъёмной и боковой силами).
Все возрастающая скорость полёта и улучшающаяся манёвренность летательного
аппарата оставляет пилоту всё меньше времени на принятие решения, и его
исполнение требует все более широкого использования автоматики. Поэтому в Д. п.
значительное внимание уделяется синтезу систем управления (см. Автоматическое
управление) и эргономике (см. Эргономика
авиационная) системы «летательный аппарат — человек» (см. Лётчик),
разработке систем улучшения устойчивости и управляемости.
Существенное место в Д. п. отводится разработке методов создания и создания
летательного аппарата с заданными летно-техническими характеристиками (см.
Аэродинамический
расчёт). Рост скоростей полёта и нагрузок на летательный аппарат и его
элементы (крыло и т. п.) привели к тому, что стало необходимым учитывать и в
определенной мере исключать влияние на летно-технические характеристики
летательного аппарата его упругих свойств (см. Аэроупругость).
Быстрое развитие средств автоматики позволили приступить к разработке и в конце
80 х гг. создать первые системы, учитывающие это влияние, — активные системы
управления.
Решение возникающих в Д. п. задач базируется на знании и выборе
аэродинамических характеристик летательного аппарата (см. Аэродинамика),
(см. Аэродинамические
силы и моменты); параметров силовой установки (типа двигателей авиационных,
тяги или мощности двигателей, их зависимости от высоты и скорости полёта — (см.
Характеристики
двигателя); взаимного расположения элементов летательного аппарата (крыла,
оперения, двигателей и т. п. — см. Аэродинамическая
схема); характеристик атмосферы (см. Атмосферное
возмущение), (см. Сдвиг
ветра); характеристик и состава бортового и наземного оборудования (см.
Бортовое
оборудование), (см. Бустерное
управление), (см. Электродистанционная
система управления). При этом проектируемые и разрабатываемые устройству и
системы апробируются в виде моделей в аэродинамических трубах и других
экспериментальных установках, при полунатурном моделировании на пилотажных
стендах, натурных испытаниях в летных исследованиях и доводятся в процессе
лётных испытаний.
Математической основой Д. п. являются теоретическая механика (см.
Уравнения движения), теории устойчивости и систем автоматического
регулирования, методы оптимизации и статистические методы анализа и синтеза
динамических систем.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская
Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
|