Sukhoi Superjet 100
|
|
Модель SSJ 100 |
Тип |
пассажирский самолёт |
Производитель |
КнААПО |
Разработчик |
Гражданские самолёты Сухого |
Первый полёт |
19 мая 2008 |
Начало эксплуатации |
2009 |
Статус |
Отправлен на сертификацию в МАК |
Стоимость единицы |
$27,3 млн (2007[1]) |
Sukhoi Superjet 100 (прежнее название RRJ — Russian Regional Jet) — проект компаний «Гражданские самолёты Сухого» и Boeing по разработке и производству ближнемагистрального пассажирского самолёта. Разработку самолёта осуществляет ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Ряд ноу-хау, сертификацию самолёта за рубежом и поддержку в продвижении самолёта на мировом рынке обеспечивает компания Boeing. Авионику для самолёта будет делать французская компания Thales, системы управления — Liebherr, двигатель — PowerJet. Сборка осуществляется в городе Комсомольске-на-Амуре в КФ ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» при участии ОАО «КнААПО».
Общая стоимость проекта создания SSJ-100 ориентировочно составляет 1,4 млрд долларов.[2]
Оператор проекта — ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». 75 % минус 1 акция ЗАО «ГСС» принадлежит АХК «Сухой»; 25 % плюс 1 акция — итальянской Alenia Aeronautica.
Семейство самолётов SSJ будет представлено моделями Superjet 100-75 и Superjet 100-95 — вместимостью 75 и 95 мест соответственно с обычной и увеличенной дальностью полёта. Прорабатываются варианты изготовления самолёта с конфигурацией бизнес- и VIP-класса, а также увеличенной длиной фюзеляжа и пассажировместимостью. Начало коммерческой эксплуатации намечено на 2009 год.
Прямые конкуренты Superjet 100 — самолёты Embraer серии E-170 — E-195, Bombardier серии CRJ-700 — CRJ-1000, Ан-148.
Разработка
Участники
Участники программы Superjet 100[3] |
Компания |
Вклад в программу |
Alenia Aeronautica (стратегический партнёр) |
Акционер компании. Участвует в сертификации, продвижении на рынок. Привлекает зарубежные кредиты и гарантии. |
Boeing (консультант) |
Консультирование в области менеджмента проекта, маркетингового планирования, сертификации и поддержки потребителей |
PowerJet |
Разработка и производство двигателя SaM 146 (совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma) |
Thales |
Поставка авионики |
Liebherr |
Системы управления и жизнеобеспечения |
Messier-Dowty |
Шасси |
Intertechnique (Zodiac) |
Топливная система |
B/E Aerospace |
Кислородная система, интерьер, двери |
Autronics (Curtiss Wright) |
Противопожарная система |
Honeywell |
Вспомогательная силовая установка |
IPECO |
Кресла экипажа |
Parker |
Гидравлическая система |
Hamilton Sundstrand |
Система электроснабжения |
Vibro-Meter |
Датчики вибрации двигателя |
Goodrich |
Колеса, тормозная система |
Sully |
Остекление фюзеляжа и кабины пилотов |
Испытания
В испытательной части и сертификации будут принимать участие четыре лётных образца. К настоящему моменту первый лётный образец построен, второй лётный экземпляр (№ 95003) поставлен под ток и проходит отработку систем, третий (№ 95004) и четвёртый (№ 95005) лётные экземпляры находятся в разной степени готовности. Параллельно ведётся производство первых серийных самолётов.[4]
Хронология реализации проекта
-
В 2000 году создано ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»
-
19 июля 2004 на авиакосмическом салоне в Фарнборо подписано предконтрактное соглашение с авиакомпанией «Сибирь» на поставку 50 RRJ[5] и опцион на 20 самолётов. Но позже авиакомпания его отменила, сославшись на то, что спецификации самолёта больше не соответствуют требованиям.
-
1 февраля 2005 создан Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого", задачей которого является окончательная сборка самолета Сухой Суперджет 100.
-
17 августа 2005 заключён первый твёрдый контракт на поставку 10 самолётов RRJ-95 стоимостью $260 млн. Получателем самолётов в 2008—2009 гг. станет ОАО «Финансовая лизинговая компания».[6]
-
17 августа 2005 в ходе авиасалона МАКС-2005 подписано соглашение о намерениях с авиакомпанией «Дальавиа» на поставку 4 самолётов семейства RRJ.[7]
-
22 ноября 2005 лизинговая компания «Конкорд Авиэйшн» (Объединённые Арабские Эмираты) подписала соглашение о намерении приобрести 20 RRJ. Соглашением предусматривается также опцион ещё на 20 RRJ. [8]
-
7 декабря 2005 «Аэрофлот» подписал договор о покупке 30 самолётов RRJ на сумму $820 млн (в мае 2006 акционеры «Аэрофлота» одобрили эту сделку).[9]
-
17 февраля 2006 начата сборка центроплана первого RRJ [10]
-
17 июля 2006 на авиасалоне в Фарнборо компания «Сухой» представила новое имя проекта RRJ — Sukhoi SuperJet-100.
-
9 декабря 2006 на Сибирском авиакосмическом салоне в Красноярске AiRUnion подписала с «Сухим» контракт на покупку 15 самолётов SSJ (сумма — более 400 миллионов долларов).
-
19 декабря 2006 подписан твёрдый контракт с «Дальавиа» на поставку 6 SSJ и опцион ещё на 4 штуки.[11]
-
28 января 2007 первый самолёт был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для проведения статических испытаний. [12] (фото)
-
22 мая 2007 «Аэрофлот» подписал очередной контракт на приобретение 15 самолётов Sukhoi Superjet.
-
19 июня 2007 заключен твёрдый контракт на приобретение 10 самолётов с небольшой итальянской авиакомпанией itAli и 10 опционов.
-
14 сентября 2007 заключён контракт о поставке в конце 2008 года двух 95-местных Sukhoi Superjet 100 армянскому национальному перевозчику «Армавиа», а также о предоставлении опциона ещё на 2 самолёта[13].
-
26 сентября 2007, в 12 часов дня по местному времени (5 часов утра по московскому) в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация (выкатка) первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100[14].
-
20 февраля 2008 в рамках подготовки к первому полёту в филиале компании «Гражданские самолёты Сухого» на Комсомольском-на-Амуре Производственном Объединении была успешно проведена первая гонка двигателей SaM146 на лётном самолёте Sukhoi Superjet 100. [15]
-
Первый испытательный полёт запланирован на май 2008 года.[16][17]
-
14 мая 2008 было сообщено о успешном проведении первых испытаний на взлётно-посадочной полосе: рулёжки и пробежки самолёта (разгон на ВПП до 162 км/ч). Самолёт получил самые высокие оценки лётного экипажа и инженеров-испытателей[18].
-
19 мая 2008 состоялся первый полёт Superjet 100. Самолёт провёл в воздухе 1 час 5 минут.[19]
-
24 мая 2008 года состоялся второй полёт, во время которого самолёт впервые произвёл уборку и выпуск шасси. Машина провела в воздухе 2,5 часа, максимальная высота составила 3 тысячи метров, максимальная скорость — 410 км/ч. Параллельно с летными испытаниями начато изготовление агрегатов для первого серийного самолета.[20]
-
15 июля 2008 года компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Авиализинг» на международном авиасалоне в Фарнборо подписали предварительный договор на поставку 24 Sukhoi Superjet 100 на сумму 630 миллионов долларов. Предусмотрен также опцион ещё на 16 машин Superjet 100. Первый самолет «Авиализингу» будет поставлен в 2011 году.[21]
-
16 июля 2008 года в Фарнборо были подписаны контракты на поставку 5 Superjet 100 (общей стоимостью 150 млн. долларов) швейцарской лизинговой компании AMO и 20 Superjet 100 (общей стоимостью 600 млн. долларов) неназванному европейскому заказчику.[22]
-
24 октября 2008 года в аэропорту Хабаровска был официально представлен новый российский региональный лайнер Sukhoi Superjet 100. Пассажирский самолет успешно прошел все заводские испытания, и теперь его ждет процесс сертификации в Межгосударственном авиационном комитете.[23][24]
-
2 ноября 2008 года SuperJet перевезли в Новосибирск для ключевых испытаний.[25]
Эксплуатация
Заказчики и эксплуатанты
Заключенные твёрдые контракты и опционы |
Дата |
Авиакомпания |
Год ввода в экспл. |
Тип |
Superjet 100-75 |
Superjet 100-95 |
Н/Д |
Опцион |
22 ноября 2005 |
ФЛК |
н/д |
|
10 (B) |
|
|
7 декабря 2005 |
Аэрофлот |
2009 |
|
30 (B) |
|
15 |
9 декабря 2006 |
AiRUnion |
2009 |
|
15 (B) |
|
10 |
19 декабря 2006 |
Дальавиа |
2009-2010 |
|
6 (LR) |
|
4 |
19 июня 2007 |
ItAli |
2009 |
|
10 (LR) |
|
10 |
14 сентября 2007 |
Armavia |
2009 |
|
2 (LR) |
|
2 |
16 июля 2008 |
AMO |
2011 |
|
|
5 (VIP) |
0 |
16 июля 2008 |
(не раскрывается) [26] |
н/д |
|
5 |
|
0 |
5 Декабря 2008 |
Kartika Airlines |
2011 |
|
15 |
0 |
15 |
Всего (по типу самолёта) |
0 |
108 |
5 |
56 |
Всего: |
113 |
Производство
Глава компании «Сухой» Михаил Погосян:
|
Мы не экономим на интерьере, так как лайнер еще не очень известен, все (должно быть) высшего качества. Так, кресла закупаются в США, где они дешевле и соответствуют международным стандартам.[27] |
|
Технические характеристики
|
Superjet 100-75 |
Superjet 100-95 |
Длина, м |
26,35 |
29,87 |
Размах крыльев, м |
27,80 |
27,80 |
Высота, м |
10,28 |
10,28 |
Максимальный взлётный вес, т |
38,820 |
42,250 |
Объём грузовых отсеков, м³ |
15,01 |
21,97 |
Крейсерская скорость, км/ч[28] |
900 |
900 |
Максимальная дальность, км |
4550 |
4420 |
Потребная длина ВПП, м (МСА) |
1505 |
1530 |
Силовая установка |
2 × SaM146 |
2 × SaM146 |
Тяга двигателей, кгс |
2x7945 |
2x7945 |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажировместимость |
75 |
95 |
Аэродинамическая схема — двухмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
По использованным материалам в конструкции самолёта гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян отметил следующее[14]:
|
Мы не пошли по пути применения большого количества новых конструкционных материалов, таких как композиты, поскольку конечный продукт мог получиться слишком дорогим для данного сегмента рынка. Что касается традиционных материалов, таких как сплавы алюминия и стали, то наши технологии ни в коей мере не уступают тем, что сегодня используются при производстве Аirbus A380. |
|
За счёт новых конструкторских решений и применения новых материалов повышенной износостойкости обеспечен ресурс планера в 70 000 лётных часов при среднемировом показателе в 30 000 лётных часов.[27][29]
По мнению руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алёшина[30], SSJ — единственный конкурентоспособный российский лайнер, так как только в рамках этого проекта сертификация самолёта, обслуживания и всех поставок комплектующих будет проведена по международным стандартам (что является необходимым условием для экспортных поставок).
Примечания
- ↑ Каталожная цена самолёта. При массовых закупках цена понижается. Источник: «Трансаэро» ставит на Superjet
- ↑ Sukhoi SuperJet International договорилось о поставках 25 самолётов на общую сумму $750 млн
- ↑ «Скептикам назло» — Журнал «Профиль»
- ↑ Компания "Сухой" приступила к подготовке дополнительных экипажей для проведения испытаний самолета «Сухой Суперджет-100»
- ↑ http://www.aviaport.ru/digest/2004/07/20/81670.html
- ↑ http://www.interfax.ru/r/B/themearchive/317.html?menu=1&id_issue=11364353
- ↑ http://armstass.su/?page=article&aid=17774&cid=95
- ↑ http://gzt.ru/business/2005/11/22/143843.html
- ↑ http://www.sukhoi.org/news/company/?id=473
- ↑ http://www.sukhoi.org/news/company/?id=548
- ↑ http://www.kommersant.ru/region/khabarovsk/page.htm?Id_doc=731946
- ↑ SuperJet-100 прибудет на испытания в Жуковский, utro.ru
- ↑ «Армянский национальный авиаперевозчик пополнит свой парк лайнерами Sukhoi Superjet 100», regnum.ru, 14.09.2007
- ↑ 1 2 «Коммерсантъ», «В Комсомольске-на-Амуре представлен новый российский самолёт», 26 сентября 2007
- ↑ На лётном самолёте Sukhoi Superjet 100 № 001 успешно осуществлен первый запуск двигателей, sukhoi.org
- ↑ Сроки первых поставок самолётов «Сухой Суперджет-100» с конца 2008 г будут перенесены на более поздний срок — глава ОАК Федоров
- ↑ Самолет Superjet-100 готов к первому вылету, РИА «Новости»
- ↑ Самолет Sukhoi SuperJet-100 готов взлететь, РИАН
- ↑ Самолет Sukhoi Superjet 100 совершил первый полет
- ↑ Самолет Sukhoi Superjet 100 совершил второй полёт
- ↑ «Сухой» подписал предварительный договор с компанией «Авиализинг» на поставку 24 самолетов Sukhoi Superjet 100
- ↑ Sukhoi SuperJet International договорилось о поставках 25 самолетов на общую сумму $750 млн
- ↑ Superjet 100 вышел на финишную прямую // Государственный интернет-канал "Россия", 24.10.2008.
- ↑ В Хабаровске прошла презентация самолета Sukhoi Superjet 100 // Государственный интернет-канал "Россия", 24.10.2008.
- ↑ SuperJet перевезли в Новосибирск для ключевых испытаний
- ↑ Sukhoi lands $600 mln contract, 16.07.2008
- ↑ 1 2 Испытания нового самолёта «Сухой Суперджет» начнутся в ближайшее время, gzt.ru, 20.02.2008
- ↑ Sukhoi SuperJet-100, надежда российского авиапрома. ИНФОграфика // РИА НОВОСТИ, 24.10.2008.
- ↑ Sukhoi Superjet 100
- ↑ Интервью газете «Ведомости» 19 июля 2005
Ссылки
|